АААаАА (abadzeh) wrote,
АААаАА
abadzeh

Categories:

Самозваная еврейская автономия на Кавказе.



Прочитал здесь, что в начале 60-х годов в горных районах Адыгеи евреями-субботниками была создана артель по вырубке леса, которую организаторы рассматривали как кибуц, сельскохозяйственную коммуну. Артель объединяла несколько десятков семей как с Северного Кавказа, так и специально приехавших из других районов СССР, члены которой изучали иврит, готовясь к репатриации в Израиль. Субботы и еврейские праздники были выходными днями в артели.
Шестидневная война между Израилем и арабскими государствами и последовавший за ней разрыв дипломатических отношений между СССР и Израилем привели к ликвидации артели и отодвинули процесс репатриации.

Здесь рассказывается о необыкновенном путешествии "колхозников" с Кавказа в Иорданскую долину:

"Ури Кармиэль (Коднаев) родился на Северном Кавказе в городе Майкоп Краснодарского края. Репатриировался с родителями в 1979 году 15-летним подростком.

- Мой прадед Семен носил черную кипу, не ел свинину и строжайше соблюдал субботу, по современным меркам он был «хареди», - рассказывает Ури Кармиэль. – А дети Семена, напротив, стали пламенными коммунистами.

Андрей Андрианов, дед Ури по материнской линии, погиб на фронтах Великой Отечественной.

В начале 60-х годов Йоэль Андрианов, дядя Ури (родной брат его матери Сары), отправился в Москву и три года учился в йешиве при столичной синагоге.

- 60-е были особым временем: хрущевская оттепель, - говорит Ури. - В столичную синагогу постоянно приезжали израильтяне. Восторженно рассказывали о кибуцах. Это настолько впечатлило моего дядю, что он начал подумывать о том, как бы создать такой же кибуц в России.

Вскоре подвернулся удобный случай: в Закавказье из России стали прокладывать линию высоковольтной передачи.

- Участок земли, который следовало очистить от деревьев, разделили между семью колхозами, - рассказывает Ури Кармиэль. - И каждое хозяйство получило на целых семь лет огромный надел.

Йоэлю Андрианову удалось мобилизовать порядка 20 семей, без колебаний согласившихся записаться в колхоз, основанный в восьми километрах от деревни Кревенковской. Принципы внутреннего устройства – точь-в-точь как в израильских кибуцах: девушки трудятся наравне с парнями и получают равную оплату. Единственное отличие от советских хозяйств: коллектив в организованном порядке изучает иврит, а по субботам и еврейским праздникам никто не работает!

- В посольстве Израиля в Москве дяде подарили бело-голубой флаг, который тут же был водружен на древко: он и реял над зданием правления, - рассказывает Ури.

В 1961 году никто из основателей колхоза-кибуца даже не подозревал, какой вызов бросили они советской власти, устроив на Кавказе самозваную еврейскую мини-автономию.

- В мае 1967 года посол Израиля в Москве пригласил на празднование Дня независимости в свою резиденцию 13 кавказских кибуцников, - рассказывает Ури. – Всем им были выданы визы с тем, чтобы в сентябре они с семьями выехали на постоянное жительство в Израиль. А в июне грянула Шестидневная война. До сих пор никому из советских чиновников в голову не приходило проверить, чем дышит новый «колхоз». А тут вдруг нами пристально заинтересовались… Когда в кибуц приехали агенты КГБ, они оторопели: чужой флаг, литература на иврите… На свою беду основатели кибуца фотографировали все собрания – и эти «вещественные доказательства» попали в лапы гебистов.

Весь 1968 год шли суды, - продолжает Ури Кармиэль. - Вначале основателей кибуца хотели обвинить в «измене социалистической родине», но вскоре смекнули, что такой процесс вызовет на Западе резонанс и Америка поднимет шум. В конце концов, арестованным пришили всевозможные экономические преступления. А моего дядю Йоэля, как организатора «антисоветского» сообщества, бросили в психушку. Ясное дело – псих! Разве нормальный человек стал бы жить в Советском Союзе под израильским флагом?!

К тому моменту Йоэль был женат, в семье подрастали двое детей, но родные понятия не имели, жив ли он.

- Дядя появился лишь спустя полгода: его вынудили выступить свидетелем в суде, - рассказывает Ури. – Из-за ударной дозы сильнодействующих препаратов его парализовало: ходить Йоэль не мог. Говорил путано, как человек с затуманенным сознанием. Но главное: жена и родные удостоверились, что он жив.

Вырваться в Израиль Йоэлю Андрианову с семьей удалось лишь в 1974 году – по той самой визе, которую ему выдали в посольстве Израиля незадолго до начала Шестидневной войны. По тем же визам – после отсидки в советских тюрьмах – поэтапно репатриировался практически весь кавказский «кибуц».

- Мы должны были выехать с первой группой, но, на нашу беду, бабушку парализовало, и она физически не могла подписать отцу разрешение на выезд. А без такого разрешения за границу в те годы не выпускали, - говорит Ури.

Бабушка скончалась в феврале 1979 года. Сразу после ее смерти Яаков с семьей уехал домой, в Израиль".

Tags: Адыгея, Кавказ, евреи-субботники, кибуц
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments